Картонная упаковка за свою жизнь переживает 5-7 циклов переработки. Каждая реинкарнация короче предыдущей, поскольку при каждом цикле переработки качество картона неизбежно ухудшается. Делать картон из первичной целлюлозы (то есть – пилить леса) дорого и нецелесообразно. Спрос на сырье постоянно растет, но за последние 40 лет в России не построили ни одного нового целлюлозного завода.
На сегодняшний день в сегмент бумажных компаний, занимающихся целлюлозным производством в России, входят порядка 200 предприятий. 120 из них разной мощности занимаются выпуском картона, 80% его объема идет из вторсырья (макулатуры).
В Европе уровень переработки бумаги составляет 71,5% (данные на 2016 год), каждую секунду вторую жизнь получают 2 тонны макулатуры. В нашей стране показатели скромнее (примерно 25%), но спрос на вторичное бумажное сырье постоянно растет. В 2016 году правительство даже вводило
временный мораторий на продажу макулатуры на внешние рынки, чтобы справиться с внутренним дефицитом и обуздать рост цен на бумагу. Цены на макулатуру действительно рухнули на 24%, что привело к многочисленным жалобам заготовителей.
Проблема в общих чертах в следующем: потребители хотят видеть красивую и прочную упаковку (все-таки по внешнему виду судят о качестве самого товара), а получают картон с дефектами, заломами и трещинами на поверхности, на котором трудно сделать качественную печать. Бесконечно «мучить» целлюлозу и пускать ее в переработку более чем на 5-7 «кругов» практически невозможно: химические связи разрушаются, волокна укорачиваются – и формирование прочной трехмерной «сетки» бумажного листа становится невозможным.