2/11/2016

Эволюция НИОКР в химии

Как западные компании строят технологическую экспертизу
Западные химические корпорации вынуждены подстраиваться под новые условия рынка. Исследовательские отделы испытывают давление со стороны инвесторов, требующих немедленного роста прибыли, и «зеленых» активистов. Как меняется организация НИОКР, рассказывает журнал IHS Chemical Week. Представляем вам адаптированный перевод статьи.

Химии не до новых открытий

Индустрия НИР и НИОКР в химической отрасли меняется на глазах. Сроки реализации проектов сокращаются, результаты все больше ориентированы на потребности конкретных регионов и потребителей. Компании взаимодействуют друг с другом, ищут партнеров, чтобы снизить издержки на проведение R&D и разделить риски. Все большую роль играют короткие инвестиции.

На протяжении десятилетий химическая промышленность была ответственна за открытия и изобретения, напрямую влияющие на жизнь миллионов людей. Химия, так или иначе, участвует в производстве 96% товаров и продуктов. Но это благодатное время подошло к концу.
Химические исследования в настоящий момент, больше, чем когда бы то ни было, сконцентрированы на том, как обеспечить безопасность основ самого существования в перенаселенном мире. Химии не до новых открытий.
Андреас Креймайер, бывший исполнительный директор BASF
Список значимых химических инноваций последних 100 лет обширен. Это продукты на основе пластика, пенициллин, аспирин, противозачаточные таблетки, динамит, процесс Хабера-Боша для промышленного получения аммиака.

Лидеры индустрии убеждены, что она будет и дальше менять мир. Поэтому подавляющее число химических предприятий продолжает вкладывать средства в организацию и проведение НИОКР (R&D), изобретать и выводить на рынок новые продукты или делать существующие дешевле, чище и менее энергозатратными.

Для большинства компаний драйвером исследований всегда было снижение капитальных издержек и затрат на обслуживание. Следовательно, отделы разработок ориентируются на улучшение действующих технических процессов или создание новых. Ряд специализированных предприятий фокусируется на создании принципиально новых продуктов, синтезе новых веществ и завоевании новых рынков. По этой схеме работают фармацевтические компании.

Мир не остается статичным, сами инновации не защищены от перемен. В течение последних десятилетий акцент в химической индустрии сместился с исследований на молекулярном уровне на материалы, функции и комплексные системы. Тем же фармацевтическим корпорациям все сложнее изобретать новые вещества.

«Сегодня больше, чем когда-либо, акцент должен делаться на «умную химию» в форме целостных систем, предназначенных для поиска ответов на глобальные вызовы, повышения качества жизни, поддержку водных и энергетических ресурсов», - считает Андреас Креймайер.

В 1970-х исследования были направлены на создание новых молекул. В настоящий момент химические инновации переориентированы на разработку ценностных материалов с новыми функциями.
Мы наблюдаем общий тренд смещения в отрасли от продажи чистой химии к продаже химических решений.
Майкл Шелхаас, глава инновационного отдела в Lanxess.

Новые формы организации НИОКР и новые игроки

Химическую промышленность вынудили заниматься проблемами парниковых выбросов, недостатка продовольствия в мире, где население к 2050 году достигнет 9 миллиардов человек, возобновляемых источников энергии и переработки отходов. Проще говоря, ей отводят центральную роль в процессе создания циркулярной экономики.
Задачи НИОКР химических предприятий меняются не только в смысловом плане, но и в плане исполнителей. Если раньше легендарный научный центр DuPont в Вилмингтоне, штат Делавэр, выдавал разработки новых продуктов (нейлон, вискоза, тефлон), теперь R&D занимаются мелкие группы, сосредоточенные ближе к развивающимся рынкам. Они работают с региональными запросами, используют местные разработки и ноу-хау
Химические компании все больше взаимодействуют с университетами, исследовательскими организациями, потребителями
и нередко со своими конкурентами, создавая коллаборации.

«Мы пытаемся найти идеальный баланс между централизованной организацией НИОКР, ориентируясь на глобальный рынок
и локальными вызовами и потребностями клиентов на конкретных территориях», - говорит главный операционный директор Hempel Ларс Петерсон.
Затраты на R&D
Затраты на R&D: основные игроки на рынке (источник: chemweek.com)
США остаются основным игроком в плане затрат на проведение R&D с 433 миллиардами вложений в новые разработки в 2013 году. Это всего лишь на треть больше, чем у Китая. Китай сегодня тратит на НИОКР столько же, сколько все страны Евросоюза вместе взятые. Внутри Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD) еще недавно проводилось 90% всех научно-исследовательских работ, сегодня уже 70%. Если тренд продолжится, главным заказчиком НИОКР к концу десятилетия станет Китай, увеличивший инвестиции в НИОКР вдвое в период с 2008 по 2012 год.

Экономики развивающихся стран играют все более заметную роль в науке и инновациях. Но, согласно докладу OECD, здесь больше сосредоточены на прикладных исследованиях. Объем инвестиций в НИОКР существенно вырос в Бразилии, Индии
и Китае. Причем увеличилось не просто количество проводимых работ, но и их качество.

В 2004 году химическая индустрия стран ЕС тратила на проведение R&D 7,8 миллиардов евро (8,96 миллиардов долларов).
В 2014 году инвестиции выросли до 8,9 миллиардов евро. США в 2004 году вкладывали чуть менее 7,5 миллиардов евро и 11,9 миллиардов в 2014 году. Соотношение расходов к продажам в ЕС, фактически - интенсивность НИОКР, снижалась. В 1992 году коэффициент был 2,8%, в 2013 – 1,6%. Для сравнения, в Японии он равен 4,1%.

В Китае в период с 2004 по 2014 год произошло шестикратное увеличение расходов на R&D. В Индии и Южной Корее – двукратное. Более 40% химических открытий сегодня приходит из Азии.

Распределение рисков в НИОКР

Европейским компаниям нужно тщательно работать над связью между чистыми научными исследованиями, разработками
и коммерческим применением продуктов и технологий. Методы организации фондов стоит улучшать, также как и уровень коммерциализации, полагают эксперты.

«Наш опыт показывает, что инновация – это результат культуры с открытыми коммуникациями и постоянным обменом идеями», - говорит главный технолог Clariant Мартин Волмер. Процесс инновационной деятельности ускоряется, когда начитают взаимодействовать поставщики, потребители, академические институты и стартапы. «Ключевым в научно-исследовательском направлении является управление портфелем. Нет смысла бездумно наращивать инвестиции в НИОКР, нужно грамотно расставлять приоритеты и распределять ресурсы», - заключает Волмер.

Исследования становятся бизнес-ориентированными, компании работают ближе к конечному потребителю. «Нам нужно иметь доступ к заделам фундаментальной науки, к компетенциям университетов и некоторых стартапов. Но мы распределяем наши основные ресурсы ближе к потребителю, - рассказывает старший разработчик и главный технолог Cabot Яков Кутсовски. – Наши исследовательские программы постоянно пересматриваются, исходя из актуальных потребностей конечных рынков, к которым мы привязаны».

Компании до сих пор вкладываются в поддержку и развитие исследовательской экспертизы, даже учитывая то обстоятельство, что на исследования, где прикладные применения не очевидны (blue sky research) больше никто не ставит.

Инновационные «мощности» и способность находить решение сложных проблем – важный ресурс компаний, занимающихся специальной химией. Техническое лидерство остается важным фактором, определяющим коммерческий успех. Причем предпочтения потребителей постоянно меняются, и скорость этих изменений возрастает, поэтому лидерство – не статическое состояние, нужно постоянно его обосновывать.

Корпоративная культура в компании должна держаться на том, чтобы постоянно спрашивать себя о потребностях клиентов
и о том, за что они готовы платить, уверен президент VCI, бывший глава BASF Марийн Деккерс.
Стив Джобс никогда нас не спрашивал, нужен ли нам iPad. Я даже не знал, что он мне нужен, пока не купил его. Вы можете не проводить регулярные опросы потребителей и не устраивать фокус-группы, но вам точно нужно понимать, что клиенты захотят купить и использовать.
Марийн Деккерс, президент VCI, бывший глава BASF
Инновации – ключевой момент для компаний, занимающихся специальной химией. Каждый хочет вывести на рынок новый продукт быстрее конкурентов. Но вложения в НИОКР, цикл разработки – долгая история. Вопрос в том, как сократить этот период.

Многие химические компании сегодня осознают, что выгодней всего работать на пересечении нескольких технологических зон. Инновации образуются на стыке дисциплин. Химия, физика, науки о материалах, биология больше не существуют по отдельности. Проблема в том, чтобы заполучить себе в компанию специалистов, обладающих экспертизой сразу в нескольких направлениях. Коммуникации осложняются различием в языке между разными областями знаний. По пути смешения направлений исследования сегодня идет компания BASF.

Участники исследовательских проектов

Компании, делающие ставку на прикладные исследования для конкретных групп потребителей, вынуждены активнее взаимодействовать с университетской наукой и научными институтами, использовать их базу. Успех BASF построен на отработанной сети из 600 университетов, исследовательских институтов и инжиниринговых организаций, облегчающих взаимодействие.

К примеру, немецкий концерн Evonik формирует свой научный задел, спонсируя младших профессоров и 10 претендентов на докторскую степень в университете Дуйсбург-Эссена. Компания также имеет партнерские отношения с Токийским университетом, университетом Миннесоты, университетом короля Абдуллы в Саудовской Аравии. Помимо этого Evonik постоянно ищет партнеров среди компаний за пределами химической отрасли, демонстрирующих уверенный рост и активность в перспективных направлениях.

В 2015 году компания Lanxess организовала 153 альянса по научно-исследовательским работам. 35 из них проводятся в кооперации с университетами, 97 – с поставщиками, 21 – с исследовательскими институтами. «Этот вариант генерации идей
и знаний оказался более эффективным и менее затратным, в отличие от организации R&D силами одной компании», - уверяет Майкл Шелхаас. Подобная структура позволяет проводить гибкую политику. Причем компания не привязана к определенным географическим границам и пытается искать научных партнеров там, где это на данный момент выгодно.

Подключение к НИОКР компаний-клиентов дает больше шансов на то, что новые разработки будут востребованы рынком. «Наши коллаборации не всегда выстроены исключительно снизу вверх, - говорит директор Hempel Петерсон. – Мы работаем
с университетами, но часто подключаем к исследованиям своих поставщиков и клиентов, чтобы получить полезные фидбэки».
Затраты на НИОКР
«Затраты на НИОКР в химии по странам» (в млрд. долларов)
«Интенсивность НИОКР» (% от продаж)
(источник: chemweek.com)

Децентрализация управления НИОКР

Быстрый доступ к информации внутри самих химических корпораций – еще один значимый фактор эволюции НИОКР.
В компании должна быть выстроена ИТ-инфраструктура, позволяющая передавать данные быстро и эффективно. В плане скорости реакции на запросы потребителей важна физическая близость компании к региональным рынкам. Исследовательские отделы Evonik имеют децентрализованную структуру, акцент здесь делается на развивающиеся рынки, и сотрудники обладают всей информацией о локальных трендах.

Управление ресурсами, задействованными в НИОКР должно быть гибким. Cabot, открывая новый проект, решает, кто является конечным потребителем, кого выбрать в партнеры, на каких приложениях целевого продукта следует сосредоточить внимание, какие особенности локального рынка следует учесть, есть ли в регионе достаточные компетенции и ресурсы, чтобы выполнить работу.

«Децентрализация в R&D позволяет быстро реагировать на потребности локальных рынков», - говорит технолог Clariant Мартин Волмер. Для этого на территории, входящей в сферу интересов компании, необходимо иметь технологическую экспертизу. В то же время у Clariant есть глобальные центры компетенции в R&D, занимающиеся согласованием действий на разных площадках и перераспределением ресурсов.

Западные компании ведут активную хэдхантерскую работу по сбору местных талантов в развивающихся странах. Основной штат сотрудников BASF сосредоточен в Германии, но компания планирует развивать сеть представительств в Северной и Южной Америке и в азиатских странах.

По расчетам экспертов новые рынки будут в ближайшее время производить до 60% всей мировой химической продукции.
BASF уже в следующие пару лет настроена разместить четверть своих исследовательских ресурсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Clariant запустила проект в Китае под названием «One Clariant Campus». Это интегрированная организация в Шанхае, которая объединит представительства и исследовательские центры в регионе. Компания планирует закрепиться на рынке специализированной химии в Китае, оценивая его потенциал в 7% ежегодного прироста.

Hempel имеет в активе 15 исследовательских центров по всему миру. В 2015 году компания открыла еще один в России
и запустила дополнительный проект в Шанхае.

Инвесторы не хотят ждать

Даже ведущим химическим производителям непросто найти баланс между долгосрочными исследованиями и насущными потребностями рынка. Управление НИОКР постоянно находится под давлением инвесторов, настаивающих на немедленном росте прибыли.
Акционеры регулярно жалуются на то, что разработки новых продуктов занимают слишком много времени и связаны со слишком большими рисками. Исследовательские команды в США атакуют не китайские, японские или немецкие конкуренты, угроза идет изнутри, от своих же инвесторов, желающих видеть существенный прирост в стоимости активов как можно скорее.
Бил Джордж, старший партнер в HBS
Проблема в том, что неопределенность заложена в самой природе НИОКР.

Американские исследовательские лаборатории, работавшие в тесной связке с научными институтами, спонсируемые федеральным бюджетом, долго мозолили глаза всему остальному миру. Сегодня лаборатория Bell, ответственная за многие прорывные разработки в химии в XX веке, практически прекратила свое существование. Отдел R&D DuPont в США находится под постоянным давлением активистов. Вкупе с нетерпением акционеров это заставляет химические предприятия США снижать свою исследовательскую активность.

Как бы то ни было, в мире еще остаются компании, готовые работать на долгосрочную перспективу. По крайней мере, в нескольких направлениях, потенциально интересных рынку. Например, для вывода новых продуктов на основе графена на рынок потребуется время. Некоторые химические предприятия готовы вкладываться и ждать.
Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
Другие материалы:
Мы публикуем интересные новости о реальном секторе экономике и отвечаем на вопросы, возникающие у производственников. Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях:
Еще новости