Химия – это один из ключевых аспектов национальной безопасности. Сегодня фактически стоит задача организации химической отрасли по новой, на той научной и технической базе, которая осталась. СССР на заре своего становления как государства столкнулся с похожей ситуацией. Напряженные отношения с соседними странами, нет ни своего бензина, ни резины, ни серной кислоты, базовых химических продуктов.
Никто бы не дал Советскому Союзу антибиотик, секрет атомной бомбы, нельзя было купить лицензию на производство оружейного плутония. Технологию можно было частично выкрасть и потом довести до ума. Нельзя было купить технологию межконтинентальной ракеты. Тогда понимали, что это синоним национальной безопасности.
Сейчас мировой рынок более глубоко интегрирован, но ситуация похожая. Все разговоры про отключение от SWIFT – для нетребовательной публики. Вот если запретят в Россию экспорт катализаторов для переработки нефти или синтеза полимеров, тогда уже через три года, когда нужно будет их перегружать, в нефтяной отрасли наступит коллапс. Все мгновенно вернется на уровень разработок начала 80-90-х годов. Бензоколонка просто встанет.
Все химические предприятия, которые были развалены и ликвидированы, выполняли не только рыночную функцию, а задачу обеспечения безопасности. Для примера сейчас можно посмотреть на страны второго эшелона, у которых нет собственной вакцины от коронавируса. Для них она недоступна и не будет доступна еще какое-то время, пока развитые страны не проведут вакцинацию у себя.
В конечном итоге химическая промышленность и машиностроение являются пиком развития государственной отрасли. За свой счет развитую химию, как и атомную энергию, могут себе позволить сильные и правильно организованные государства. Традиционно это могут немцы, голландцы, американцы, японцы. Когда-то могли и мы. Главный вопрос заключается в том, что, если одно поколение начинает вырубать кедровый лес, то чем дальше – тем сложнее обратно пустыню превратить в цветущие рощи. Нужно снова ждать десятилетия.
Да, сегодня речь идет о том, чтобы стартовать с «подвала», постепенно возвращая химическую базу и выстраивая вокруг «кусты» высокотехнологичных производств. Одновременно пытаясь интегрироваться в мировой рынок и создавать новые внутренние рынки потребления химических продуктов.