Еще в 2018 году, когда подводились промежуточные итоги программы импортозамещения в пищевой промышленности,
отмечалось, что по основным продуктам (зерно, мясо, молоко и т.д.) порог безопасности преодолен, а вот доля импорта по пищевым ингредиентам составляла 98%. За последующие 5 лет ситуация кардинально не улучшилась.
В 2016 году Минпромторг РФ разработал план мероприятий (
«дорожную карту») по развитию малотоннажной химии до 2030 года, утвержденный Правительством РФ в 2017 году. В 2021 году в документ были внесены изменения и дополнения. Направление «химические вещества для пищевых добавок» в нем было отмечено как одно из приоритетных. Особо оговаривалось, что комплекс мер должен быть направлен не просто на импортозамещение, а на опережающее развитие продуктов и технологий.
Есть зависимость по группе гидроколлоидов. Своего производства желатина в России нет, а все подобные проекты пока так и остались на бумаге. Агар-агар производит единственный завод на Сахалине, в 2021 он выпустил небольшую партию для биохимиков. Здесь проблем с импортом практически нет, и агар можно относительно легко заменить другими ингредиентами. Нативный крахмал из пшеницы и кукурузы есть свой, импортируется картофельный (из Европы). Ксантановая камедь и пектин завозятся из дружественных и недружественных стран. Анонсированные проекты по этим двум продуктам пока не дошли до внедрения.
По красителям, эмульгаторам и ароматизаторам все еще сложнее. Например, внутреннее производство лецитина (один из основных ингредиентов кондитерского производства) практически на 70% покрывает потребности (8500 тонн). Прочие эмульгаторы в России не делают (потребность примерно 25 тыс. тонн в год). Поставки из ЕС в прошлом году были приостановлены. Ввоз идет из Индии, Малайзии, Индонезии, с недавних пор ― из Турции и Китая. По красителям и ароматизаторам данные противоречивые: насколько российские компании закрывают потребности рынка ― не ясно.
В России нет своего производства витаминов, ферментов и ряда аминокислот, тем более «обогатителей» для популярной сегодня функциональной еды. В целом в пищевой химии, по данным
Союза производителей пищевых ингредиентов, налажено производство не более 20 единиц монокомпонентов. Кроме того, отсутствует производство компонентов для премиксов ― витаминно-аминокислотных добавок для скота и птицы, активнейшим образом используемых в сельском хозяйстве. Несмотря на наличие нескольких «смесевых заводов» по производству премиксов, практически вся номенклатура нужных ингредиентов завозится из-за рубежа.
В российский перечень разрешенных пищевых добавок входит 362 единицы веществ (в том числе 354 с индексом E). Список вкусоароматических веществ составляет более 2500 компонентов. Ферментных препаратов для пищевой промышленности более 50 видов. Все это импортировалось на сумму свыше 2 млрд долларов (данные 2019 года).