06/02/2023

Одноразовый пластик: запрет или переработка? Часть 1

06/02/2023
Одноразовый пластик: запрет или переработка? Часть 1
«Горячая» тема переработки пластика, альтернатив одноразовой упаковке интересна широкому кругу читателей. В этом вопросе сплетаются интересы бизнеса, глобальная экономика, экология, социальные проблемы, здравоохранение, политика. В этом материале мы рассмотрим ее еще с одной стороны: почему инициатива по глубокой переработке полимерного мусора с полигонов в России может привести к катастрофе.
Статья написана нашим читателем Александром Михайловичем Машковичем с большим опытом работы в области переработки пластмасс и производства пищевой пластиковой упаковки. Она показалась нам интересной, поэтому мы публикуем ее с небольшими дополнениями (в начале) и сокращениями. Тем более, она хорошо вписывается в наш цикл статей на экологическую тематику.

Например, здесь вы можете почитать, как борьба с глобальным потеплением превратилась из заботы эко-активистов в многомиллиардный рынок. Здесь ― что такое углеродный налог и как он работает. Еще один наш материал посвящен тому, как биополимеры стали отдельным перспективным направлением бизнеса и драйвером рынка. Также мы писали о готовых решениях, чем заменить пластиковые пакеты.

Напомним, что российский национальный проект «Экология» подразумевает ликвидацию до 2024 года порядка 200 свалок в городской черте, создание новой системы обращение с ТБО, согласно которой до 60% бытового мусора должно уходить на переработку.

Еще в 2019 году Минприроды предложило довести норму переработки упаковки до 100%. Подобная задача по глубокой переработке полигонного пластика, помимо вопросов к наличию чисто технических возможностей, может вызвать ряд более масштабных проблем. Рассмотрение действующих свалок в качестве основного источника полимерного сырья при текущем положение дел может обернуться катастрофой. Более рациональным вариантом мог бы стать постепенный полный отказ от разовой упаковки и одноразовых пластиковых изделий.
Источник: unsplash.com
Одноразовый пластик как ОМП
О вреде пластика для окружающей среды написаны километры страниц. Как обычно бывает, многократное повторение одних и тех же страшилок притупляет их эмоциональное воздействие на публику. Но некоторые моменты стоит проговорить заново.

В отличии от официально признанных видов ОМП ― ядерного, химического и бактериологического, первое из которых является оружием сдерживания, испытания его запрещены, а два других находятся под запретом применения, производства и разработки ― пластик как оружие используется уже на протяжении десятков лет и сегодня мы пожинаем эти плоды.

Осознание опасности этого оружия для современного мира породило экологическое движение, направленное на полный его запрет. В настоящее время эти инициативы находят поддержку как со стороны правительств многих стран в т.ч. и России, так и со стороны профессионалов, занятых в полимерной отрасли. Однако эти инициативы встречают порой яростное сопротивление со стороны адептов разовой полимерной упаковки, заинтересованных в продолжении этой необъявленной войны между населением планеты и бизнесом, извлекающим громадные прибыли от производства одноразового пластика.

О горах мусора, погибающих китах, плавающих полимерных островах в мировом океане написано много, нет нужды повторяться. Интересней показать всю «кухню» производства разового пластика изнутри. Акценты будут расставлены на профессиональные вопросы, которые носят как технический, так и организационный характер. Это предоставит тем же экологам профессиональные знания, которыми они могут оперировать для подтверждения своих аргументов.

Что касается предпринимателей, чья деятельность и инвестиции связаны с этим бизнесом, то чем раньше они осознают объективную необходимость ликвидации производства разового пластика, тем лучше будет для них.
Характеристика и поражающие факторы разового пластика (РП)
По определению оружие массового поражения — оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на относительно больших пространствах (площадях).

Если рассматривать поражающие факторы, которые возникают при использовании РП и рассуждать по аналогии, то можно отметить следующее:
1
При воздействии на окружающую среду РП сочетает в себе свойства ядерного, химического и бактериологического оружия, при этом возникают как потери, так и разрушения. Под потерями следует понимать массовую гибель животных, а также сокращение продолжительности жизни людей.
2
Применение РП влечет за собой возникновение социально-экологического кризиса, который определяется как нарушение экологического равновесия между природными факторами и деятельностью человека.
3
Что касается «относительно больших площадей», то с действием такого поражающего фактора, который по аналогии можно назвать «мусорной ударной волной», мы сталкиваемся ежедневно, на любой территории в городе, на даче, на дороге, реке, озере, в поле и даже в дремучем лесу. Она обнаруживается в виде летящего, плавающего, торчащего из земли, лежащего на дороге и обочине полимерного мусора. Места его нахождения порой находятся в сотнях километров от места (эпицентра) производства и приобретения.
Таким образом отнесение РП к категории оружия массового поражения оправдано. В качестве поражающих факторов РП можно выделить следующие:
  • Мусорная ударная волна или мусорный засоряющий фактор. Как уже отмечалось, его можно сравнить с ударной волной при ядерном взрыве. Ударные волны мусора расходятся далеко за пределы тех площадей, на которых он производится. Только малая их часть гаснет на мусорных полигонах или (и) возвращается на вторичную переработку.

  • Токсикологический фактор, который включает в себя как непосредственное воздействие на живые организмы при помощи сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), так и химическое загрязнение воздуха, воды, почвы.

  • Психотропный фактор, который можно сравнить с действием боевых отравляющих веществ психотропного действия (БПОВ). Боевое применение РП, а также пропаганда того, что он имеет какое-то отношение к здоровому питанию, извращает сознание, искажает суть понятия самого процесса приготовления и употребления еды. Действие БОПВ направлено на уничтожение противника его же руками, т.е. по сути, на самоубийство личного состава, РП действует аналогично.

  • Бактериологический фактор. В определенных ситуациях продукты, упакованные в РП могут стать причиной бактериального заражения. Например, при нарушении технологии заполнения контейнеров под запайку модифицированной газовой средой, некачественной сварке, нарушении целостности упаковки, а также манипуляций нечестных продавцов со сроками хранения и реализации, указанными на этикетках. В этих случаях внутри разовой упаковки создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных бактерий. Кроме того, разовые запаянные контейнеры с продуктами, фактически являются идеальным инструментом для транспортировки и доставки токсина ботулизма в случае заражения им продуктов питания.
Мифы и реальность
Миф первый: «Производства разового пластика являются безвредными или практически безвредными»
Чтобы опровергнуть этот тезис, достаточно обратиться к техническим условиям ГОСТ 26996-86 «Полипропилен и сополимеры пропилена», а также ГОСТ Р 51695-2000 «Полиэтилентерефталат«, ГОСТ 20282-86 «Полистирол общего назначения». Особенно к разделу 3 «Требования безопасности», где четко написано, какие продукты выделяются при переработке этих полимеров.

В качестве примера можно привести состав воздуха в производственных помещениях и в выбросах через системы приточно-вытяжной вентиляции при переработке полиэтилентерефталата (ПЭТ).
Что касается выбросов, то они или не контролируются вовсе либо контролируются формально в значительном удалении непосредственно от их источников, что является в корне неверным. В результате химические соединения, в т. ч. первого, второго и третьего класса опасности, разлетаются от таких «экологически чистых» производств на многие километры. Следует обратить внимание на то, что в этих выбросах содержится столь «любимая» экологическими активистами окись углерода (угарный газ).

Самым главным доказательством несостоятельности мнения о безвредности или малой вредности производств по переработке пластмасс является то, что в соответствии с Постановлением от 26 января 1991 года N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», согласно п. 1080Б000-17541, работники производства разовой упаковки имеют право на льготную пенсию, поскольку в воздухе производственных помещений при производстве разовой упаковки, например, из полиэтилена, полипропилена, полиэтилентерефталата, поливинилхлорида содержатся вещества первого и второго класса опасности, а также канцерогены либо однозначные либо вероятные (по классификации ВОЗ).

При этом обслуживающий персонал относится к списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, т.е. имеет пенсионную льготу по выходу на пенсию в размере 10 лет. А пенсию, как известно, зря не дают.

Этот факт тщательно замалчивается всеми работодателями, связанными с полимерным бизнесом, по понятным причинам. Такое положение дел существуют практически повсеместно, так как переработка пластмасс отдана на откуп малому и среднему бизнесу.

Например, если в холдинге «Сибур» эти льготы сохраняются еще со времен СССР, то малым и средним бизнесом все это фактически игнорируются в условиях отсутствия профсоюзных организаций и инспекций профсоюзов, полного попустительства со стороны «Роспотребнадзора».

Единственным способом отстоять свои права остается обращение работника в суд для признания у него профзаболевания, но до положительного судебного решения работник зачастую не доживает. Таким образом, уже на этапе производства извлекаются сверхприбыли за счет жизни и здоровья граждан.

Следует отметить также, что на большинстве предприятий по переработке пластмасс, которые фактически являются предприятиями с вредными и тяжелыми условиями труда, не организована даже стирка спецодежды, она стирается в домашних условиях. При этом отравляются не только сами работники, но и их семьи. На своей спецодежде в качестве «подарка» семье работники приносят вещества первого, второго и третьего класса опасности, плюс яды ― трехокись сурьмы, соли свинца, а также однозначные канцерогены, такие как винилхлорид.

Главным фактором заражения являются заводы по производству вторичной дробленки, флекс (в случае с ПЭТ). В процессе мойки и центрифугирования образуются стоки, богатые всеми видами загрязнений, которые существую на свалках, а также этикеточной бумагой и поверхностно активными веществами, которые используются при мойке.

Куда деваются эти стоки? Вопрос риторический. Их существование не отражено ни в одних технических условиях на производство флекс, а также в ГОСТ Р 57057-2016 «Обращение с отходами. Характеристики вторичных полиэтилентерефталатов». В результате такого подхода все вредные вещества перемещаются со свалок в пока еще относительно чистые районы.
Миф второй: «Производства пластмасс (в т.ч. разового пластика) являются безотходными (малоотходными)»
Утверждается, что практически все отходы, образующиеся в процессе производства, почти полностью перерабатываются. На самом деле норма безвозвратных потерь для этих производств составляет не менее 2%, даже для хорошо организованных и с опытным производственным персоналом.

Эти потери состоят из:
  • потерь при приеме и размещении сырья (россыпи, сметки, материал при срабатывании металл уловителей);

  • потерь при пуске и остановке в виде разложившейся полимерной массы (глыбы, слитки, которые нельзя измельчить в ножевой дробилке; кто хоть раз видел пуск линии плоскощелевой экструзии прекрасно это знает);

  • отходов в виде пленки с посторонними включениями и следами термодеструкции (особенно с ПЭТ, там образуются так называемые «линзы», прозрачные точки из низковязкого полимера, переходящие в области деструкции);

  • отходов при чистке шнека цилиндра экструдера и экструзионной оснастки;

  • выбросов от зон декомпрессии экструдеров и экструзионной головки;

  • остатков на фильтре расплава;

  • аэрозоля полимера, образующегося при его дроблении на всех видах дробилок (краевых полос, скелетных на термоформерах, дробилок брака), чистке вакуумных загрузчиков, фильтров установок аспирации, транспортировке по системам пневмотранспорта;

  • паров растворителей, если имеет место печать на растворителях.
    Этот «набор» присутствует как при плоскощелевой экструзии полимеров, так и в производстве каландровых пленок ПВХ. В ряде производств имеют место также сточные воды, образующиеся при работе вакуумных систем, например, при переработке ПЭТ, ПВХ и ПС. Эта так называемая рабочая вода, обеспечивающая работу водокольцевых насосов, периодически требующая замены. Она содержит вещества 1, 2, 3 класса опасности и имеет повышенную кислотность (или щелочность). Эти стоки никак не очищаются и либо просто сливаются в бытовую канализацию, либо увозятся в бочках в какой-нибудь ближайший лесок, где и опорожняются.

    Нетрудно подсчитать, что если ежедневный выпуск составляет 600 тонн, то 1-2 тонны оказываются (по году более 300 тонн) на свалке бытовых отходов, под которые они маскируются. Все эти потери в совокупности входят в материальный баланс производства как безвозвратные, т.е. как бы пропадают в неизвестном направлении, хотя эти направления давно известны, в т.ч. и проверяющим органам.

    Такая картина наблюдается повсеместно, почти на всех предприятиях по переработке пластмасс. В результате полигоны заваливаются не только бытовым мусором, но и промышленными отходами, а воздух и почва отравляются опасными для здоровья веществами.

    Если учитывать, что объем производимой упаковки в РФ только из ПП составляет около 0,45 млн тонн, то количество промышленных отходов, замаскированных под бытовые, и строительного мусора от этой отрасли составит примерно 10 000 тонн, только по полипропилену, что совсем немало и в условиях дефицита полигонных площадей. Сюда нужно добавить также отходы мешкотары, которая также чаще всего «растворятся в неизвестном направлении».


    Даже при существующей системе раздельного сбора мусора и сравнительно гораздо меньшей загрязненности полимерного мусора по сравнению с РФ, в США, Канаде и других западных странах давно уже это поняли. Практически все производства такого рода до недавних пор были размещены в Китае, куда и отправлялись на переработку эти отходы, поскольку в Китае вопросам экологии уделялось меньше внимания в угоду экономическому развитию в течение 25 лет. Однако с 2018 года в Китае введены ограничения на ввоз пластикового мусора, что спровоцировало запреты в Европе на одноразовый пластик.

    Безвозвратные отходы могли бы быть использованы в дорожном строительстве, что рекомендовалось еще со времен СССР, однако имеет место полное отсутствие взаимодействия между предприятиями по переработке пластмасс и дорожного строительства в силу их обоюдной незаинтересованности.

    Нужно также учитывать тот факт, что температура приготовления битума 100-110 °С, поэтому полимерные отходы могут быть использованы только в качестве наполнителя, их нужно хорошо измельчать, чтобы получить хороший результат. При этом возрастает стоимость дорожного покрытия на 3%. Такой опыт имеется. Частично они могут также использоваться в производстве полимерпесчаной черепицы. Главная проблема — это измельчение. Ножевые дробилки не справляются, шредеры дорогие и при малой загрузке невыгодны.
    Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
    Другие материалы:
    Мы публикуем интересные новости о реальном секторе экономике и отвечаем на вопросы, возникающие у производственников. Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях:
    Еще статьи
    Использованы изображения: u.jimdo.com