05/07/2023

Малотоннажная химия в России: начать с нуля

05/07/2023
Малотоннажная химия в России: начать с нуля
ИХТЦ и компания «Новохим» строят в Томске Центр малотоннажной химии, который серьезно расширит возможности по решению задач внедрения вспомогательных химических производств. Запросы от бизнеса поступают ежедневно. Что особенно приятно ― государство готово расширить меры поддержки отрасли, смягчить нормы закона о промбезопасности и требования к очистным сооружениям для пилотных производств.
«Дорожная карта»
План мероприятий по развитию малотоннажной химии до 2030 года в виде «дорожной карты» в России существует с 2016 года (утвержден Правительством в 2017 году). В 2021 году в него были внесены дополнения. Тезисы в документе сформулированы верные и полезные, меры государственной поддержки постепенно реализовывались в условиях вялотекущего импортозамещения.

Однако очевидные и ощутимые подвижки в этом направлении начались лишь в 2022 году, когда отсутствие белой офисной бумаги, компонентов специальной химии и прочих привычных вещей, а также заканчивающиеся чипы из украинских микроволновок сделали импортозамещение не просто красивой идеей, а насущной необходимостью. Лишившиеся импортных «костылей» в виде закупаемой за рубежом средне-, мало- и микротоннажной химии российские производители вдруг осознали, что выпускать продукцию без катализаторов, присадок, поверхностно-активных веществ, пищевых ингредиентов и многого другого они просто не способны.

На 2021 год доля высокотехнологичных, дорогих малотоннажных химикатов в России составляла 8% от всего химического производства. В развитых странах малотоннажная химия занимает в среднем 40% в химическом производстве (В США ― 60%). Мы закупали химической продукции на 36 млрд долларов, в основном в Германии, других странах ЕС, Китае и США, а экспортировали на 26 млрд. То есть сальдо химической торговли ― минус 10 млрд, или 740 млрд рублей по курсу 2021 года. При этом нужно учитывать тот факт, что основной статьей химического экспорта с нашей стороны является крупнотоннажная низкомаржинальная продукция ― полиэтилен, полипропилен, минеральные удобрения, ПВХ и тому подобное. Для справки: на всю науку в России в 2021 году потратили 1,2 трлн.
Свыше 70% импорта малотоннажной химии в Россию приходилось на пищевые добавки, пластики, каучуки специального назначения и топливные присадки.
В упомянутой «дорожной карте» Министерства промышленности и торговли определено 27 приоритетных продуктовых сегментов, обозначен комплекс мер государственного регулирования и поддержки: субсидирование научных исследований и разработок, развитие инфраструктуры, льготные кредиты. Планировалось на базе ГИС создать информационно-справочный раздел («систему горизонтальных связей между разработчиками технологий и производителями»), где можно было бы найти анализ рынка по разным товарным группам и продуктам, данные о доступных разработках, оценку затрат и сроков новых проектов.

В марте 2023 года Президент дал поручение Минпромторгу и Минобрнауки разработать и применить дополнительный комплекс мер господдержки для малотоннажных химических производств.
Совпадение интересов
Год назад мы подробно писали, как обстоят дела с малотоннажной химией в России, как сложилась критическая ситуация, но главное ― что можно предпринять, чтобы ее оперативно исправить. Из конкретных мер к прописанным в «дорожной карте» ИХТЦ предлагал: упростить процесс проектирования новых производств, пересмотреть нормы прохождение государственной экспертизы, закона о промбезопасности и расчета очистных сооружений, которые постоянно ужесточались, оказать поддержку инжиниринговым центрам и проектным институтам, реализующим высокорисковые НИОКР по разработке и масштабированию химических технологий.

Заинтересованность российских компаний в организации производства малотоннажной химии присутствует, Правительство в лице Минпромторга готово оказывать со своей стороны помощь подобным проектам. Остается вопрос организации всего процесса и инвестиций.

В вузах и научных институтах России существует база накопленных в прошлые годы решений (подобные разработки можно в короткие сроки довести до нужной степени готовности) для большинства текущих проблем по импортозамещению. Сотни и тысячи технологий по выпуску малой химии были разработаны (или адаптированы) в СССР, заводы работали. Они хранятся, если не на бумаге, то в головах ученых.

За прошлый год ИХТЦ и наш научных партнер, Химический факультет ТГУ, столкнулись со шквалом заявок по вопросам помощи в организации производств малотоннажной вспомогательной химии. Речь идет о катализаторах, пластификаторах, присадках, добавках в масла. Нас просят создать, провести опытные испытания и внедрить в производство антипирены, ингибиторы коррозии, антивспениватель, пеногаситель. Просят помочь с химией для производства удобрений, микроэлектроники, пищевой химией.
В июне 2023 года ИХТЦ начинает шеф-монтаж производства бета-пропиолактона. Это компонент для производства вакцин, который поставлялся из Европы и из-за санкций был утрачен. В мае 2023 года была запущена опытно-демонстрационная установка на площадке ИХТЦ в Томске для производства высших жирных спиртов для компании АО «Фарус».
На инжиниринговом уровне ИХТЦ отрабатывает в моменте более 30 технологий, подавляющее большинство из которых связаны с малотоннажной химией. Запросы от компаний химической и смежных отраслей приходят к нам практически ежедневно. Химики Томского государственного университета взяли в работу порядка 100-150 технологий. Мы уже удвоили наши мощности, чтобы была возможность решать все подобные задачи оперативно. Рыночная ситуация требует нарастить наши ресурсы на порядок.

На правительственном уровне инвентаризация наличных ресурсов проведена, программа развития химического комплекса и отдельно малотоннажной химии существует. Более того, в мае 2023 года была утверждена концепция технологического развития России до 2030 года, где подробно изложены меры поддержки инновационных проектов и формы взаимодействия научных, высших учебных организаций, технологических посредников (брокеров) и бизнеса.
Новая площадка в Томске
Необходимо наращивать инфраструктуру и решать кадровый вопрос, химических специалистов в отрасли критически не хватает. Например, Химический факультет ТГУ планирует в обозримой перспективе утроить число выпускающихся химиков ― с 450 до 1200 человек в год.

В плане инжиниринга ИХТЦ совместно с ООО «Новохим» завершают проектирование Центра малотоннажной химии, который разместится в промышленном парке «Томск» на площади 5 гектаров. Ввести в эксплуатацию первую очередь опытно-производственного комплекса планируется уже в 2025 году.

Это будет комплекс зданий, предназначенный для опытного производства химических соединений и отработки процессов масштабирования химических технологий, снабженный всей необходимой инфраструктурой: АБК, складское хозяйство, электроподстанция, система хранения отходов, площадки открытого размещения.
На первом этапе построят два корпуса пилотных установок, открытую площадку на 1,5 га с возможностью размещения дополнительных установок. Участок ИХТЦ будет включать производство плавиковой кислоты, катализаторов разложения озона, полидиметилсилоксана, участок органического синтеза, ПУ «Жирные кислоты» и ряд других. «Новохим» планирует разместить здесь производство гликолурила, опытных партий катализаторов, моющих и дезинфицирующих средств, ингибиторов коррозии, антипиренов, специальных добавок и модификаторов.
Малотоннажная химия в СССР
Форсированная индустриализация, как известно, началась в СССР в 1930-е годы после того, как потенциал развития промышленности за счет переименования дореволюционных предприятий во всевозможные «Большевички» и «Красные треугольники» был исчерпан. До этого момента химическая промышленность Советского союза заметно отставала от европейской и американской, несмотря на то, что темпы развития и химизации экономики в царское время были на уровне первой мировой пятерки. Главное управление химической промышленности в структуре ВСНХ появилось в 1926 году. В 1927 году организовали Химстрой и Химсиндикат. План по химизации страны был разработан совместно с группой ученых и принят в 1928 году довольно оперативно.

Акцент был сделан на развитие тяжелой промышленности группы «А». Причем новые предприятия размещались продуманно, с учетом доступности сырья, трудовых и энергетических ресурсов, безопасности, центров потребления. То есть завод по производству минеральных удобрений строился, исходя из соображений логистики, а не политического веса начальника административного центра. На Урале, где создавалось много предприятий, была не только сырьевая база, но и развитая металлургия и лесная промышленность, то есть крупные потребители химии.

В приоритете были производства для военных нужд; в 30-х в мире вовсю шла подготовка к новой мировой войне. Если инвестиции во всю промышленность в начале 1930-х годов увеличились в 4 раза, то в химическую отрасль было вложено в 7 раз больше. В 1939 году наконец появился Наркомат химической промышленности. За первую пятилетку доля химии в крупной промышленности увеличилась с 3,1% до 5,1%.

Когда говорят об успехах индустриализации, по умолчанию считают, что Советский Союз все сделал исключительно своими силами. Технический подъем 30-50-х годов в том числе был связан с западной помощью, а после окончания ВОВ еще и с вывозом трофеев из Германии. Костяк тяжелой промышленности был создан по проектам западных специалистов, под их надзором, оснащен западным оборудованием. Образцы техники потом успешно копировались советскими инженерами. Хотя поставляемые в 30-х годах западные технологии были морально устаревшими, в том числе поэтому их так легко сбывали в СССР.

Если мы ставим тот технологический рывок в качестве примера для импортозамещения, то должны трезво оценивать все его предпосылки. Кстати, концепция технологического развития до 2030 года Правительства РФ не отрицает трансграничного сотрудничества и предполагает взаимовыгодное партнерство с развитыми дружественными странами в научной и технологической сферах.

Серьезным образом за химическую промышленность в Союзе взялись в 1960-е годы. Пленум ЦК КПСС в мае 1958 года был полностью отдан вопросам развития большой химии. Тогда отрасль снова накачали большими деньгами: было вложено 9 млрд рублей за период с 1959 по 1965 год. Примерно за тот же период на космические проекты потратили 20 млрд. За одну пятилетку было введено в эксплуатацию 35 новых заводов и более 250 крупных производств. Практически в каждой союзной республике появились свои центры развития химической индустрии. К 1973 году Советский Союз стал мировым лидером по производству минеральных удобрений. В 1980-е на основе нефти делалось порядка 80 тыс. химических продуктов.

Многие технологии продолжали покупать за рубежом и адаптировать силами советских проектных институтов (почти всегда п/я) и на протяжении 60-80-х годов. При этом иностранные технологии, продаваемые в СССР, были далеко не «топ» уровня, и возникающие в ходе ударных строек заводы были зачастую морально устаревшими с самого своего появления.

Малотоннажная химия в СССР в основном обслуживала нужды ВПК, делая продукцию специального назначения. В начале 1980-х это направление выделили в отдельный блок со своими плановыми показателями. Было определено примерно 100 (в первом варианте ― 200) приоритетных позиций по дефицитной химии, эти списки обновлялись ежегодно.

В результате объемы выпуска малотоннажной химии с 1981 по 1987 годы выросли вдвое, номенклатура увеличилась на 300 наименований. Закупки по импорту малотоннажной химии в эти годы снизились на 50%, по десяткам позиций потребности удалось полностью закрыть собственным производством.

А потом все. Химические заводы закрывались, оставалось в основном крупнотоннажной производство с продукцией низкого передела, которую можно было отправлять на экспорт. Приглашенные западные консультанты советовали развивать ультра-крупнотоннажную химию (например, полиэтилен) на дешевом сырье, плюс все грязные производства ― целлюлоза, которая потом уходила на передел за рубеж, ПВХ и тому подобное.

В России сохранили лишь самую грязную, затратную часть производственных цепочек. При этом в стране возникала искусственная зависимость от импортных катализаторов и вспомогательных веществ. Всю малотоннажную химию целенаправленно уничтожили европейские и американские «партнеры», а что выжило ― постепенно было добито китайским демпингом. До начала СВО по поводу отсутствия в стране малотоннажных производств переживали немногие, те, кто понимал, что без вспомогательной химии десятки предприятий просто встанут. Сегодня эти направления в центре внимания государства и бизнеса. Лучше поздно, чем никогда.
Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
Другие материалы:
Мы публикуем интересные новости о реальном секторе экономике и отвечаем на вопросы, возникающие у производственников. Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях:
Еще статьи
Использованы изображения: u.jimdo.com