Самый очевидный результат противостояния – повышение волатильности цен на отдельные категории химических товаров на мировом и региональных рынках.
Тарифная война продемонстрировала, насколько непредсказуемыми могут быть решения ведущих политиков планеты, насколько мгновенной может быть ответная реакция. Результат – меньше доверия инвесторов к долгосрочным проектам и общая нервозность на рынках.
США и Китай будут вынуждены куда-то сбывать свою химическую продукцию, на которую они наложили высокие пошлины, и где-то закупать то, что противник внес в санкционные списки.
Переориентация импортных и экспортных поставок теоретически дает шанс получить дивиденды от торговой войны тем, кто в ней напрямую не участвует – европейским производителям, России, Индии, странам Тихоокеанского региона. По тем позициям, где эти страны способны заменить американский экспорт в Китай и китайский в США.
Китайский рынок становится более открытым для всех, кроме американских производителей. Цены на внутреннюю продукцию снижать никто не собирается, это бы означало возврат к старой модели дешевого китайского импорта, что для стратегии «Пояс и путь» 2025 года неприемлемо. Поэтому один из инструментов балансировки – снижение импортных пошлин. Если раньше Китай поставлял бытовую химию по всей планете, теперь он готов ее закупать.
Правительство КНР уже
анонсировало снижение пошлин на импорт в страну порядка 1500 позиций товаров с 1 ноября, чтобы сгладить последствия американского наступления. Ранее снижение тарифов
предполагалось для химической продукции из Индии, Южной Кореи, Бангладеша и Лаоса.
Переориентация экспорта и импорта подразумевает изменение цепочки поставок, новую логистику и, соответственно, новые инвестиции, что также, вероятно, окажет косвенный эффект на химические рынки.
Для того чтобы смягчить удар по национальной промышленности, китайское правительство пересмотрело свою жесткую политику по защите окружающей среды. Напомним, что в начале этого года были
закрыты десятки тысяч заводов, химическим предприятиям были выданы предписания выехать за городскую черту. Сейчас требования несколько
упрощены, контроль вновь передан в руки местных чиновников, химическим заводам разрешили эту зиму еще использовать уголь.
В среднесрочной перспективе китайские производители будут вынуждены переводить свои производства в третьи страны, чтобы обойти экспортные пошлины США. Американский рынок им по-прежнему интересен. Это открывает возможности, в том числе и для российских производителей для реализации совместных проектов с восточными партнерами.
Обе стороны настроены на долгосрочное противостояние. Основатель Alibaba Джек Ма считает, что следующая администрация, скорее всего, продолжит политику действующей. Пока никто не может сказать определенно, что ждет глобальный химический рынок в среднесрочной перспективе, и в каких масштабах. Но какие-то пертурбации точно должны последовать. Мы следим за развитием событий.