09/10/2018

Санкции США в отношении российских компаний: что написано в первоисточниках

09/10/2018
Санкции США в отношении российских компаний: что написано в первоисточниках
Узнать, что-то конкретное про то, какие санкции США действуют в отношении российского бизнеса, как они работают, из публикаций в отечественных СМИ решительно невозможно. Один «деятель» напишет, десяток других подхватят и переврут. Впервые на русском языке рассказываем без эмоций и домыслов про ограничения на экспорт товаров и технологий из США, кто попал в санкционные списки, на основе первоисточников. Прилагаем инструкцию, как понять, что можно ввозить в Россию, а что нельзя, в каком случае необходимо оформлять экспортную лицензию.
Для ИХТЦ как инжиниринговой компании вопрос санкций имеет непосредственное отношение к работе. Наши партнеры хотят знать, какие материалы и технологии запрещены к импорту в Россию, что им могут дать русские ученые и инженеры в плане импортозамещения.

Мы пытались собрать информацию для собственного понимания и ощутили, что ничего толкового и по сути на русском языке нет. Новостные порталы и информационные ресурсы пишут про эмоции, хамон и пармезан, переливая из пустого в порожнее.

В итоге нам пришлось разбираться в теме самостоятельно, работая с первоисточниками – с документами Конгресса США, Министерства финансов и юстиции (в общей сложности прочитав и проанализировав более тысячи страниц). Результатами этого титанического труда мы рады поделиться с нашими читателями. Разложили по полочкам: какие пакеты санкций были введены, в отношении кого, как понять, на какие материалы, товары, технологии действуют ограничения.

Мы не разбирались в том, насколько за выполнением санкций строго следят. Хотя мы видим, что товарооборот между США и Россией в 2017 году в денежном отношении вырос на 14,4% к 2016 году, почти сравнявшись с показателями 2014 года (одного только бурбона в 2017 году из США ввезли более 2 млн. литров на сумму почти миллиард рублей).

Напоминаем о том, что мы плодотворно и активно трудимся над тем, чтобы никакие санкции были не страшны российским компаниям, пользующимся нашими услугами.

Санкции США в отношении российских компаний

Мы собрали в одном месте все санкционные пакеты, актуальные на данный момент для понимания того, что, кому запрещено, и по какой причине.

В марте 2014 года в связи с ситуацией на Украине и воссоединением Крыма с РФ США заморозили сотрудничество с Россией в военной, космической (авиа- и ракетостроение) и атомной сферах и ввели санкции в отношении ряда лиц и компаний. Основанием для них стали исполнительные указы президента США Барака Обамы, принятые в том же году на волне массовой истерии:
    1
    Исполнительный указ № 13660 от 10 марта 2014 года – О блокировке собственности определенных лиц, способствующих ситуации на Украине (далее EO 13660).
    2
    Исполнительный указ № 13661 от 19 марта 2014 года – О блокировке собственности новых лиц, способствующих ситуации на Украине (далее EO 13661).
    3
    Исполнительный указ № 13662 от 24 марта 2014 года – О блокировке собственности новых лиц, способствующих ситуации на Украине (далее EO 13662).
    4
    Исполнительный указ № 13685 от 19 декабря 2014 года – О блокировке собственности определенных лиц и запрещении определенных операций на территории Крыма (далее EO 13685).
    5
    Публичный закон № 113-95 от 3 апреля 2014 года – О поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины (далее PL 113-95).
    6
    Публичный закон № 113-272 от 18 декабря 2014 года – О поддержке свободы Украины (далее PL 113-272).
    Согласно этим документам, в отношении России была введена многоуровневая система санкций. Персональные санкции (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List, далее – SDN) предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в черный список. Американским гражданам и компаниям запрещается поддерживать с ними деловые связи, торговые ограничения касаются экспорта, реэкспорта и передачи материалов и технологий и автоматически распространяются на компании, в которых одному или нескольким лицам/компаниям из санкционного списка принадлежит 50 и более процентов.

    Секторальные санкции (или Sectoral Sanctions Identifications List, далее – SSI) затрагивают такие ключевые отрасли российской экономики как: финансовую, энергетическую, оборонную и горно-металлургическую. Они включают ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг, запрет на поставки вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, а также высокотехнологичного оборудования и технологий (в частности, для использования в проектах по разведке и добыче нефти на глубоководных морских участках, на арктическом шельфе и в сланцевых пластах).

    Все ограничения распространяются также на компании, в которых фигурантам «секторального» списка принадлежит 50 и более процентов. Крымские санкции запрещают ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, а также инвестиции в этот регион гражданам США.
    Важный момент: условия секторальных санкций различаются в зависимости от отрасли. Всего на руках американского регулятора есть четыре так называемых «директивы».
    Всего на руках американского регулятора есть четыре так называемых «директивы».

    Директива №1 касается, в первую очередь банковского сектора. По ее последней редакции, с 28 ноября 2017 года кредитным организациям РФ запрещено предоставлять финансирование на срок свыше 14 календарных дней, покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).

    Директива № 2 с последними изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28 ноября 2017 года, запрещает предоставлять финансирование на срок свыше 60 календарных дней ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам, а также покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).

    Директива № 3 также подразумевает запрет на покупку акций и имущества компаний, на которых она распространяется, а также запрет на предоставление им финансирования на срок свыше 30 календарных дней. Директива № 3 относится к предприятиям военно-промышленного комплекса и ряду других стратегических предприятий РФ.

    Директива № 4 запрещает экспортировать и реэкспортировать товары, технологии и предоставлять нефинансовые услуги ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам в рамках проектов по освоению Арктического шельфа, добыче сланцевого газа и глубоководной добычи нефти. Данная директива распространяется на все подобные проекты, реализуемые на территории России, а также на проекты вне зависимости от их локализации (в том числе международные), если они инициированы после 29 января 2018 года.

    Санкции, изложенные в Директиве №4, не повлияют непосредственно на банки. Они затрагивают инвестиционные проекты в области добычи нефти, в которых данные банки или аффилированные с ними компании, участвуют или, что касается проектов, начатых после 29 января 2018 года, владеют долей 33% или больше, либо контролируют большинство голосов акционеров.
    Персональные и секторальные санкции продлевались указами президента США 4 раза:
    • 3 марта 2015 года (до 6 марта 2016 года);
    • 2 марта 2016 года (до 6 марта 2017 года);
    • 13 января 2017 года (до 6 марта 2018 года);
    • 2 марта 2018 года (до 6 марта 2019 года).
    В США не могут простить избрание президентом республиканца Дональда Трампа ни себе и никому другому, кто, якобы, в этом был заинтересован. Шок от результатов голосования привел к принятию ряда следующих ограничений в адрес государственного и корпоративного сектора РФ.

    29 декабря 2016 года в связи с обвинениями во вмешательстве в выборы США объявили о введении очередного пакета санкций: дополнение к Исполнительному указу № 13694 от 1 апреля 2015 года «О блокировке собственности определенных лиц, проявляющих существенную вредоносную активность в киберпространстве» (далее EO 13694 или CYBER).

    Поводом стали обвинения в адрес Москвы в организации хакерских атак в ходе американских выборов. Основанием для санкций послужил Исполнительный указ № 13757 от 28 декабря 2016 года – Принятие дополнительных мер касаемо национального чрезвычайного положения в отношении существенной вредоносной активности в киберпространстве (далее EO 13757 или CYBER2).

    Санкции предусматривают замораживание активов фигурантов черного списка, а также практически всех сделок с Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Главным управлением Генерального штаба ВС РФ (ранее Главное разведывательное управление, ГРУ). 27 марта 2018 года президент США Дональд Трамп продлил действие вышеупомянутых исполнительных приказов о введении санкций за кибератаки против США на год.

    Летом 2017 года президент США Дональд Трамп подписал Публичный закон № 155-44 от 2 августа 2017 года «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, далее CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России, Ирана и КНДР, принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные.

    В российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека «на оккупированной территории», в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США, коррупции и пр.

    Закон усложнил процесс получения кредитов российскими предприятиями и работу оборонных и энергетических компаний, а также распространил действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые будут оформлены после 29 января 2018 года). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).

    Также существуют санкционные листы по Сирии (далее SYRIA), в них попали физические и юридические лица, которые оказывают поддержку режима Башара Асада, по Северной Корее (далее DPRK) – за поставки товаров/услуг. Отдельно стоит отметить программы санкций «Противодействия распространению оружия массового поражения» (далее NPWMD) и «Международные преступные организации» (далее TCO).

    Всего получается более дюжины санкционных пакетов, ограничивающих сотрудничество американского бизнеса с предприятиями из России. Судя по свежим сообщениям из-за океана, это еще далеко не предел.


    Товары и технологии из США, попадающие под запрет

    Программы санкций ввели серьезные ограничения на экспорт, реэкспорт товаров, материалов и технологий из США для российских компаний, попадающих под их действие. Но это еще не все, в Америке действуют жесткие правила экспортного контроля. Для того чтобы понять, что вы можете ввозить из США, а что нет, придется разобраться, как они работают.
    Если вы не нашли свою компанию в «черном списке» (см. Приложение), расслабляться рано. Формально, в зависимости от категории товара или услуги, может понадобиться экспортная лицензия.

    На деле все еще хуже. Например, есть такая практика, когда разработчики игровых приставок предоставляют их бесплатно компаниями по всему миру, специализирующимся на написании к ним приложений. Российские компании сегодня получить их не могут.

    Разработчикам игровых приставок в Штатах требуется оформить лицензию на экспорт, но ее не дают девелоперам ПО, поскольку их конечное использование попадает под запрет. Можно продать приставку в магазин розничной торговли, а они уже передадут девелоперам. Но и здесь слишком велики риски нарваться на неприятности.
    Вопросами финансовой разведки, планированием и применением экономических и торговых санкций в целях поддержки целей американской национальной безопасности и внешней политики занимается Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control – OFAC), являющееся подразделением Министерства финансов США. Сейчас OFAC управляет 37 санкционными программами — как страновыми, так и направленными на борьбу с экстерриториальными явлениями, например, с международной торговлей наркотиками, терроризмом и ядерным распространением.

    В соответствие с программой санкций, связанных с Украиной, OFAC ввело запрет на экспорт и реэкспорт товаров, технологий и предоставление нефинансовых услуг ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам в рамках проектов по освоению Арктического шельфа, добыче сланцевого газа и глубоководной добычи нефти (более 500 футов). Директива № 4 распространяется на ряд компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам (более 100 компаний). Причем данная Директива не покрывает предоставление, экспорт или реэкспорт услуг или технологий для разведки или добычи газа.

    Вопросами, касающимися национальной безопасности и высоких технологий, в том числе регулирования экспорта товаров и технологий двойного назначения, обеспечения соблюдения законов об экспортном контроле и пр., занимается Бюро промышленности и безопасности (Bureau of Industry and Security – BIS), являющееся подразделением Министерства торговли США.

    В 2015 году BIS внесло поправки в Правила экспортного управления (Export Administration Regulations – EAR) для дальнейшего внедрения санкций США в отношении Российской Федерации. Они касаются экспорта, реэкспорта и перемещения (внутри страны) товаров для указанных в санкциях секторов промышленности России.
    EAR предусматривает возможность наложения ряда ограничений на вывоз товара из США, которые могут заключаться:

    • в необходимости получения разрешения на экспорт (лицензии);
    • запрете на экспорт в ряд стран;
    • контроле за конечными пользователями вывезенного из США товара;
    • и ряде других ограничений.
    Как понять, что можно ввозить из США, а что нет? Для определения конкретного режима экспортного контроля необходимо осуществить следующую последовательность логических и юридических действий:
    1. Определить является ли товар предметом EAR: классифицировать товар в зависимости от его групповой принадлежности по одной из категорий Перечня товаров и услуг, подлежащих экспортному контролю (Commerce Control List – CCL). После групповой идентификации необходимо осуществить поиск объекта экспорта внутри конкретной контролируемой группы. Если товар находится в одной из категорий CCL, то данный товар с большой степенью вероятности является предметом экспортного контроля. Если нет, то такой товар, скорее всего, не является объектом контроля.
    Что можно экспортировать из США. Порядок принятия решений при экспортном контроле.
    2. Если экспортируемый товар отнесен к CCL, в целях определения режима его экспорта необходимо выяснить классификационный номер экспортного контроля (ECCN)., а также причины осуществления контроля его экспорта.

    3. Определить страну конечного назначения экспортируемого товара и режим экспорта в соответствии со Списком стран с указанием причин экспортного контроля (Commerce Country Chart): если для данной страны применительно к данной причине контроля стоит знак «X», то по общему правилу экспорт товара в данную страну требует разрешения (лицензии). Если для данной страны применительно к данной причине контроля знак «Х» отсутствует, это значит, что экспортной лицензии не требуется, за исключением случаев, когда основанием экспортного контроля является экспорт товара в конкретную страну, конкретному конечному пользователю или в связи с конкретным видом использования, то есть если экспорт регулируется по основаниям, не связанным собственно с объектом экспорта.

    4. Если для экспорта по общему правилу требуется лицензия, выясняется, распространяется ли применительно к конкретному экспортеру установленный США льготный режим экспорта контролируемых товаров (Лицензионные исключения).

    5. Если товар формально подпадает под характеристики контролируемых товаров в соответствии со CCL, но непосредственно не представлен в CCL, для целей экспорта данный товар классифицируется как товар группы «EAR 99». Данной группой охватываются низкотехнологические потребительские товары. Экспорт данных товаров осуществляется без лицензии, за исключением экспорта в ряд стран, в отношении которых действуют режимы эмбарго.

    Кто попал в санкционные списки?

    Санкционные листы OFAC состоят Списка граждан особых категорий и запрещённых лиц (SDN) и Сводного санкционного списка (Consolidated Sanctions List – CSL), который включает в себя Список не-SDN и Идентификационный список лиц, в отношении которых введены секторальные санкции (SSI). Причем списки SSI и CSL не входят в список SDN, однако отдельные лица и компании в списках SSI и CSL также могут отображаться в списке SDN.

    В санкционный лист SDN по России входят 210 физических лица (114 известных чиновников и глав государственных корпораций и 96 «олигархов», чье состояние исчисляется в сумму 1 млрд. долларов и более – так называемый «список Forbes»). Касаемо отечественных компаний: в санкционные листы входят всего 388 компании, из них 135 попали санкционный лист SDN и 249 – в список CSL.


    Информация о распределении предприятий по отраслям, включая информацию по спискам SDN и CSL:
    Вот как распределены предприятия по отраслям по всем санкционным листам:

    Российские компании, попавшие под санкции США

    Наименование предприятия
    Программа
    Список
    Отрасль
    1. BASIC ELEMENT LIMITED
    UKRAINE-EO13661, UKRAINE-EO13662
    SDN
    Инвестиционная компания
    2. DIGITAL SECURITY
    CYBER2
    SDN
    ИТ
    3. EMBEDI
    CYBER2
    SDN
    ИТ
    4. EN+ GROUP PLC
    UKRAINE-EO13661, UKRAINE-EO13662
    SDN
    Машиностроение
    5. ERPSCAN
    CYBER2
    SDN
    ИТ
    6. GUDZON SHIPPING CO LLC
    DPRK4
    SDN
    Транспортная компания
    7. HUDSOTRADE LIMITED
    SYRIA
    SDN
    Банк
    8. PRIMORYE MARITIME LOGISTICS CO LTD
    DPRK4
    SDN
    Транспортная компания
    9. PROFINET PTE. LTD.
    DPRK4
    SDN
    Транспортная компания
    10. ROSE GROUP LIMITED
    UKRAINE-EO13662
    Non-SDN
    Недвижимость
    11. VELA-MARINE LTD.
    CYBER2
    SDN
    Технологии
    12. VOLGA GROUP
    UKRAINE-EO13661
    SDN
    Инвестиционная компания
    13. АО КБ "Глобэкс"
    UKRAINE-EO13662
    Non-SDN
    Банк
    14. Акционерный банк "Содействие общественным инициативам" (Собинбанк)
    UKRAINE-EO13661
    SDN
    Банк
    15. АНО "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНСТРУКТОРОВ СИСТЕМ ИНФОРМАТИКИ"
    CYBER2
    SDN
    ИТ/Разведка
    16. АО "АБ "РОССИЯ"
    UKRAINE-EO13661
    SDN
    Банк
    17. АО "Агрокредит-Информ"
    UKRAINE-EO13662
    Non-SDN
    Медиабизнес
    18. АО "Ангарская нефтехимическая компания"
    UKRAINE-EO13662
    Non-SDN
    Топливная промышленность
    19. АО "Ачинский нефтеперерабатывающий завод ВНК"
    UKRAINE-EO13662
    Non-SDN
    Топливная промышленность
    20. АО "Банк "Инвестиционный капитал"
    UKRAINE-EO13661
    SDN
    Банк
    Вы можете задать любой интересующий вас вопрос, заполнив форму обратной связи, или по телефонам в разделе «Контакты».

    Будем рады сотрудничеству!
    Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
    Другие материалы:
    Мы публикуем интересные новости о реальном секторе экономике и отвечаем на вопросы, возникающие у производственников. Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях: