Западные санкции, безусловно, взбодрили химическую отрасль в России. Хотя положительная динамика сохраняется на протяжении уже 8 лет. В 2017 году, по данным Ростата, рост химического производства
составил 4,3%. В первом полугодии 2018 индекс
вырос на 2,8%. Среди всех обрабатывающих отраслей химия обеспечивает наивысший прирост валовой добавленной стоимости (выше только в производстве транспортных средств).
Минусы тоже очевидны: трудности с реализацией инвестиционных проектов химическими предприятиями, увеличение рисков поставок сырья, материалов, полуфабрикатов, специальной химии, по которым сохраняется высокая зависимость от импорта.
Больше всего российских компаний (более 100), попавших в различные санкционные списки США, относятся к топливной промышленности. Это ведущие предприятия в нефтегазовой отрасли и химическом производстве. Полный список на октябрь прошлого года можно посмотреть
здесь.
Мы также подробно, основываясь на первоисточниках,
писали, какие пакеты санкций были запущены и когда, в отношении кого, как понять, на какие товары и технологии действуют ограничения.
История снятия санкций с компаний Олега Дерипаски En+, «Русала» и «Евросибэнерго» показывает, что ограничения США действительно, как они всегда уверяли, скорее, персональные. Российские переговорщики с помощью своих западных коллег проявили важную способность договариваться в непростых условиях и ловить рыбку в мутной воде. Дипломатические усилия по достоинству оценили европейские партнеры «Русала» и мировой рынок.
Российское государство сэкономило 100 млрд. рублей, которые планировала пустить на закупку алюминия в госрезервы. Цена на алюминий и глинозем существенно упали, что выгодно, в первую очередь, как раз американским компаниям. Плата за чудесное спасение – потеря контроля над активами и оперативной деятельностью компаний.